Развитие системы маркетинга банковских продуктов

Под развитием систем банковского маркетинга понимают непрерывную процедуру, имеющую свои этапы, закономерности, историю и характеристики. Совершенствование отечественных систем имеет свои отличительные особенности. На уровень и скорость формирования банковского маркетинга в России немаловажное влияние оказала «холодная эпоха» и политические отношения.

Главные двигатели обновления

Эволюция любой системы имеет определенные движущие силы. В банковской системе следует отметить несколько основных двигателей:

• Рост конкуренции. С выходом части банковской системы из крепких государственных рук, начала создаваться жесткая банковская конкуренция.

• Развитие новых технологий. Резкий подъем компьютерных технологий дали толчок к автоматизации большинства банковских процедур и операций.

• Опыт развитых систем. Возможность заимствования отдельных приемов из более совершенных банковских структур, например европейских.

Новые направления развития

На отечественной сцене банковских продуктов в последнее десятилетие наметились определенные направления активного развития. Банковская система начала разрабатывать целые концепции по совершенствованию программ работы с потребителем. Сегодня, на первый план выходит повышение уровня осведомленности клиента о банковских продуктах. Причем высокий уровень осведомленности может достигаться несколькими основными инструментами.

В первую очередь следует отметить открывшуюся возможность практически полного дистанционного обслуживания. Сегодня любой потребитель может совершать требуемые банковские операции, не выходя из дома. В личном кабинете представлен широкий перечень предлагаемых продуктов, который регулярно обновляется. Рекламные компании каждого продукта подробно представлены в письмах от банка и телефонных смс-оповещениях.

Далее следует совершенствование самих банковских продуктов. Многие процедуры автоматизированы, и сегодня на выполнение периодического платежа уйдет пара минут. Еще десять лет назад это было невыполнимо.

Что касается отделений банков, здесь тоже происходят определенные перестройки. Если раньше сотрудники банков были отделены толстой стеной стекла и металла, сегодня банки стремятся к непосредственному контакту с клиентом. Рабочие места сотрудников устраивают таким образом, чтобы каждый клиент смог получить максимальную консультацию при личном общении. Анализ статистических данных оказал, что при личном диалоге каждый второй посетитель становится постоянным клиентом банка, что наглядно отражается на прибыли системы.

Стоит отметить, что развитие системы маркетинга в нашей стране происходит с определенным опозданием, в сравнении с европейскими странами. Наиболее активно развиваются крупные города. Провинциальные регионы, а также отдаленные уголки России находятся на пороге глобальных перемен.