Сегментация рынка



08.10.2013

Эффективность стратегии маркетинга предприятия прежде всего зависит, от того на сколько четко выделены целевые сегменты рынка. Что же это такое?

Сегментация рынка - это раздел рынка на определенные области для сбыта товаров.

Здесь выделяют несколько признаков:

Первый, это географический, где учитывается территория определенного региона, также плотность и количество жителей.

Второй, демографический, здесь обращают внимание на все критерии населения.

Третий, социально-экономический, где учитываются такие факторы как образование, профессия, доходы населения.

Четвертый, последний, психологический, здесь учитываются особенности отдельного индивида.

Действительно, не имеет смысла рассматривать преимущества или недостатки комплекса маркетинга (товарной политики, рекламы и т.п.), если неверно определены группы покупателей, на которых он направлен. Отсюда следует, что сегментация рынка является наиболее значимым элементом в стратегии маркетинга предприятия, и представляет собой основу разработки комплекса и выступает как один из главных методов борьбы с конкурентами.

Типы фирм

Надо сказать, что несовершенство рыночных отношений в настоящее время приводит к тому, что все фирмы можно разделить на две группы.

К первой группе можно отнести предприятия, которые, если можно так сказать, находятся де-факто вне конкуренции. Это или естественные монополии, на которые межгосударственная конкуренция не оказывает значительного влияния, или предприятия, которые пользуются не всегда обоснованными значительными налоговыми льготами, и как следствие дает им конкурентные преимущества. Также сюда можно отнести предприятия, которые находятся в тени и занимаются, как уже ясно, нелегальным импортом товаров. Главным преимуществом таких предприятий является низкая цена относительно официальных импортеров или отечественных производителей.

Что касается второй группы, то сюда можно отнести государственные и частные фирмы, у которых нет внешней поддержки. Конкурировать исключительно по цене они, как правило, не могут. Это обусловлено рядом ограничений:
• значительными затратами на производство, в первую очередь, отсталости большинства технологий;
• недогрузкой производственных мощностей, которые в прежние времена были ориентированы на массовое производство, что приводит к росту себестоимости за счет условно-постоянных расходов;
• значительным налоговым прессом;
• существенной социальной нагрузкой предприятий и т.д.